Экспертное заключение

на программу и методическое пособие для преподавателей по учебному курсу регионального компонента «Библейская история Древнего мира» (5-6 классы).

На экспертизу для рекомендации к изданию были представлены программа учебного курса «Библейская история Древнего мира» (5-6 классы) и пособие для учителя «Библейская история Древнего мира: основы отечественной культурно-исторической традиции (с древнейших времен до новой эры)», автором которых является священник Сергий Коротких, руководитель (председатель) Отдела религиозного образования и катехизации Смоленско-Калининградской Епархии Русской Православной Церкви по Калининградской области.

Экспертиза производилась на основе: личного мнения эксперта, базирующегося на его научном и педагогическом опыте; отзывов педагогов-практиков, участвовавших в апробации данных программы и методического пособия, предоставленных ГОУ ДПОС – Калининградский областной учебно-методический центр «Дом учителя» (отзывы выполнены их авторами письменно от руки, что повышает их ценность как документальных свидетельств); материалов рецензии на данные программу и пособие, представленной А.В.Камкиным, д.и.н., профессором, заведующим кафедрой теории и истории культуры Вологодского государственного педагогического университета, член-корреспондентом РАЕН (копии отзывов и рецензии прилагаются); собственных материалов (доводов, объяснений, ссылок на соответствующие документы, доказательств актуальности и пр.) автора, изложенных во вводном слове к представленному на экспертизу пособию.

Основными критериями экспертизы являлись:

  1. актуальность разработки и существования учебно-методических материалов по проблематике экспертируемых программы и пособия;
  2. научность подхода в подборе материала;
  3. профессиональная компетенция автора, выражающаяся в качестве структурирования, систематизации и преподнесения материала, учитывая его обращенность к школьным педагогам;
  4. соблюдение принципа светскости содержания образования;
  5. соответствие положениям Обязательноого минимума содержания образования по истории и Концепции регионального компонента содержания образования Калининградской области (Решение Коллегии Главного управления образования Администрации Калининградской области (ныне Министерство образования Калининградской области) от 30.03.2004 г.).

Экспертный анализ представленных материалов позволил сделать следующие выводы:

I. Учебный курс «Библейская история Древнего мира» входит в состав цикла предметов регионального компонента содержания образования Калининградской области в качестве курса по пропедевтике основ отечественной истории и культуры.

Во введении к экспертируемому пособию отмечено, что, учитывая «признание особой роли Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (преамбула Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»), которое, как отмечено в комментарии к Закону, «внесло вклад в создание своеобразной национальной культуры, органически входящей в мировую, в становление русской нации – основы современного российского общества» (Себенцов А.Е. Государство, религия, церковь. Информационно-аналитический бюллетень № 3-4-97. М.: Издательство РАГС, 1997, с.8), полноценное решение задач по изучению истоков отечественной культурно-исторической традиции, поставленных Концепцией регионального компонента, опирающейся в своих основных идеях на положения Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепции модернизации российского образования на период до 2015 г., невозможно без освоения основ библейской культурной традиции. «Важно иметь в виду, что именно под влиянием библейских взглядов сформировалось то мировоззрение, которое легло в основание традиционной русской национальной культуры»,– отмечает автор пособия.

На самом деле, без освоения этого материла не представляется возможным понять ни русскую историю, ни русскую литературу, ни русскую философию, ни классическое русское изобразительное и музыкальное искусство и т.д.

Наиболее удобным средством для знакомства учащихся с началами библейской традиции, являющейся основой не только российской, но и всей европейской культуры с ее общечеловеческими ценностями, является именно материал по истории Древнего мира (особенно по истории Древнего Востока), органически вбирающий в себя содержание по библейской истории и культуре. С этой точки зрения избрание содержания истории Древнего мира в качестве базы для разработки учебного курса по пропедевтике основ отечественной истории и культуры среди учащихся вполне оправдано.

 

II. Во вводном слове автором излагается концепция учебного курса, формулируются его предназначение, цели и задачи, грамотно обосновывается необходимость его содержательной направленности с точки зрения основных положений Концепции регионального компонента содержания образования Калининградской области, а также положений Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепции модернизации российского образования на период до 2015 г. Дается характеристика особенностей и принципов построения программы и пособия.

Кратко, но емко формулируется вывод о состоянии историографической базы содержания курса. Литературы естественнонаучного, исторического, философского и богословского характера на тему учебного курса на русском языке издано достаточно много. Далеко не полный ее список, состоящий из 93-х наименований, прилагается к пособию.

Вместе с тем, что литература обширна, учебно-методических изданий для средних школ по библейской истории в России практически не существует, что актуализирует проблему необходимости разработки и существования учебно-методических материалов по данной тематике.

 

III. Мы согласны с мнением рецензента А.В.Камкина о том, что программа (прилагается к экспертному заключению) с точки зрения нормативных требований к подобному документу, а также в базовой своей части соответствует требованиям государственного образовательного стандарта школьного исторического образования. В ней присутствуют все необходимые дидактические единицы школьного исторического образования и она соответствует принятому в нем традиционному принципу научности.

Прослеживается четкая структурированность содержания программы. Программа входит в состав пособия в качестве основополагающей его части, в соответствии со структурой и содержанием которой так же четко выстроены структура и содержание всего пособия, предназначенного в помощь преподавателям.

Программа состоит из шести частей:

5 класс: 1. «Введение» (3 уч.часа); 2. «Библия об истории первых людей» (10 уч.часов); 3. «Библия об истории древнего Израиля и о народах его окружавших» (19 уч.часов); 4. «Подведение итгов (5 кл.) (2 уч.часа) – всего 34 уч.часа;

6 класс: 5. «Начало Новой эры» (8 уч.часов); 6. «Подведение итогов» (2 уч.часа) – всего 17 уч.часов.

Итого – 51 уч.час.

Каждая из указанных частей содержит в себе тематические разделы, которые раскрываются на столько подробно, насколько это необходимо в программе учебного курса.

Программу характеризует то, что она построена исходя из следующих принципов:

1) максимально возможное соответствие программам основных курсов по истории Древнего мира и истории Средних веков, и углубление их содержания в рамках Обязательного минимума;

2) максимально возможная согласованность со структурой и содержанием современных школьных учебных пособий по истории Древнего мира и по истории Средних веков;

3) вместе с тем, автономность программы и возможность преподавания отдельного учебного курса на ее основе;

4) использование результатов опыта согласования содержания Библии с научными данными (прежде всего археологическими);

5) вариативность, заключающаяся в том, что содержание учебного материала в программе изложено кратко, в виде основных вопросов. Вместе с тем, некоторые вопросы конкретизируются. В зависимости от учебной ситуации учитель ограничивается минимальным содержанием или использует развернутую версию.

Предложенное в программе тематическое планирование является примерным. Формы уроков, виды учебной деятельности школьников и прочие методические вопросы в программе не затронуты. Преподаватель сам в праве выбирать те из них, которые в большей степени соответствуют учебной ситуации.

Некоторые темы в тексте программы изложены более пространно, чем другие. Как отмечает автор, это связано с конкретизацией учебных вопросов, содержащих в себе сложный материал, и призвано помочь учителю сориентироваться в нем.

Поскольку программа адресована учителю, то содержание изучаемого курса изложено в академической форме. Очевидно, что для школьников вопросы следует упростить.

 

IV. Методическое пособие к программе выполнено в виде курса лекций. В данном случае это наиболее востребованная форма, т.к. она помогает решить первостепенную задачу вооружения педагогов необходимым и малодоступным фактическим материалом, восполнить недостающие у них знания. Пособие содержит материал намного более полный, чем тот, который необходимо преподать детям. В нем не отражены методические вопросы, что позволяет учителю самостоятельно и свободно, руководствуясь программой и собственным педагогическим опытом, преподнести ученикам предлагаемый для изучения материал.

Содержание курса лекций, структурированного в соответствии со строем программы, расширяет и углубляет содержание некоторых разделов основного курса истории Древнего мира для 5 класса, например, таких как «Жизнь первобытных людей», «Древний Восток», «Древний Рим», а также курса истории Средних веков, например, таких как «Христианская церковь в раннем средневековье».

Однако обращает на себя внимание то, что хронологически содержание программы оказывается несколько шире, чем содержание курса лекций, и выходит за рамки периода до н.э., полностью соответствуя периоду изучения истории Древнего мира в 5 классе. В курсе лекций же освещаются события только периода до н.э. Это несоответствие связано лишь с тем, что автор не успевал закончить работу над последней частью пособия к моменту данного издания.

С одной стороны это является недочетом. Но с другой стороны говорит об ответственном отношении автора к совершаемой им работе. Поиск и тщательнейший подбор материала, его проверка, анализ и систематизация всегда требуют массу физических, психологических и нравственных усилий, а также длительного времени. Количество проработанной разноплановой литературы, а также объем курса лекций (около 600 страниц), составленного таким образом, что весь самый необходимый учителю для подготовки уроков материал содержится в находящемся у него в руках пособии, говорят сами за себя. Остается только пожелать автору продолжить работу по составлению курса лекций и в ближайшее время привести его содержание в соответствие с содержанием программы.

Вводная часть курса лекций посвящена рассмотрению наиболее общих проблем, понимание которых необходимо для постижения содержания основного материала. Здесь поднимаются и рассматриваются такие проблемные вопросы, как: культурно-исторические предпосылки современного летоисчисления; основные современные гипотезы о происхождении человека; новые подходы к осмыслению вопроса о взаимоотношении науки и религии, в том числе с точки зрения проблем образования в современной школе; Библия как исторический источник; согласованность сведений Библии с данными науки.

Часть I – «Библия об истории первых людей» включает в себя важнейший раздел «Библия о происхождении мира и человека», в котором совершается попытка рассмотрения основополагающего материала о начале бытия мира, неизбежно приводящая к постановке вопроса о смысле жизни и о причинности существования определенных закономерностей в мире. Этот раздел является фундаментальным по содержанию, одним из самых крупных по своему объему, а также по количеству и разнообразию привлеченных литературных источников. Здесь тесно переплетаются научные, философские и богословские пути, средства и методы постижения действительности. Важнейшим вопросом встает вопрос о происхождении и природе человека, о его предназначении начале исторического пути.

Далее в следующих разделах разворачивается картина истории первых людей от Адама и Евы до Всемирного потопа и Вавилонского столпотворения. При изложении материала автор привлекает в помощь результаты научных исследований в области естествознания, лингвистики, геологии, палеонтологии и археологии. Большое значение имеют толкования святых Отцов Церкви. Совершается попытка согласования данных современной науки с фактами, описанными в Библии.

Часть I, кроме указанного, содержит следующие разделы: «Жизнь в раю. Где находится рай?»: «Потеря рая»; «Жизнь вне рая. Ближайшие потомки Адама и Евы»; «Каин и Авель. Культура древних людей: религия, земледелие, скотоводство. Проблема датирования древней истории»; «Человечество перед потопом. Допотопные патриархи»; «Библейское повествование о Всемирном потопе в свете данных археологии»; «Начало послепотопной истории»; «Вавилонское столпотворение».

Часть II – «Библия об истории древнего Израиля и о народах его окружавших» об истории Авраама, Исаака и Иакова, именуемых отцами веры в силу того, что они сумели сохранить и передать своим потомкам веру Адама и Ноя (веру в Единого Бога Творца), тогда как вокруг них повсеместно процветало грубое язычество. В дополнение к сведениям библейского повествования привлекаются прежде всего археологические источники, прекрасно согласующиеся с первыми.

Особого внимания заслуживает вопрос о датировках ветхозаветной истории времен последних патриархов, исхода израильтян во главе с Моисеем из египетского рабства и т.н. периода судей в истории ветхозаветного народа Израиля. Автору удалось показать кроющиеся в этом вопросе противоречия, обнажить сущность этих противоречий и совершить попытку обосновать собственную точку зрения, представив один из возможных вариантов датирования указанного исторического периода. Автор придерживается позиции, основанной на принципах приверженности к исчислению дат согласно расчетам, произведенным на основе данных греческого перевода книг Ветхого Завета, осуществленного в III в. до н.э. группой еврейских священников-переводчиков (толковников), состоящей из 72-х человек и получившего название «Перевода семидесяти» (греч. – Септуагинта).

Особое внимание уделено материалу, касающемуся Закона Ветхого Завета, установления скинии (прообраза храма) и строительства Иерусалимского храма.

Полная трагизма и необычайных свершений история Израильского народа, имевшего призвание хранить истинную веру в Единого Бога среди языческого окружения, доводится вплоть до I в. до н.э. – времени, главной характеристикой которого явилось всеобщее падение нравов, массовое разочарование в смысле жизни и напряженное ожидание Мессии – Спасителя мира.

Часть II содержит следующие разделы: «Авраам – отец веры»; «Иаков – Израиль»; «Древний Израиль и Египет»; «Закон Ветхого Завета»; «Борьба за Ханаан. Период судей израильских»; «Цари Израиля»; «Пророки ветхого Завета»; «Иудея в VI – I вв. до Р.Х.».

В конце курса лекций для удобства приводится таблица с примерной хронологией библейской истории.

 

V. К существенным научно-методическим находкам автора, отразившимся в содержании пособия, отнесем следующие:

1) значительно расширяются представления учащих и учащихся об исторических источниках. Автор обращает внимание на известный и неоспоримый в научных кругах, но «скромно» отсутствующий в учебно-методической литературе факт ценности Библии как исторического источника. Ему удалось показать, что Библия не только дает собственную версию древнейшей истории человечества, но и сама является ценнейшим историческим источником (см. Вводное слово и главу курса лекций «Библия как исторический источник»), а также то, что археологическая наука, родившись как наука о библейских древностях (первые археологические раскопки производились учеными на Ближнем Востоке, в Палестине) и содержа в себе в качестве важного своего раздела библейскую археологию, результаты изысканий которой существенно восполняют картину истории Древнего мира, является важным связующим звеном между библеистикой и истрической наукой, делая библеистику неотъемлемой частью современной исторической науки.

Автор предлагает методологические подходы в систематическом обращении к Библии как историческому источнику, а также таким памятникам, как произведения выдающихся деятелей Христианской Церкви эпохи становления ее канонического права, именуемых святыми Отцами, и другим источникам, относящимся к церковному Преданию (житиям святых, постановлениям церковных соборов и пр.).

Важно, что при таком подходе герои Библии становятся для учащихся не заурядным мертвым штампом, а живыми людьми, реально действовавшими историческими личностями, внесшими порой весомый вклад в становление и развитие мировой истории и культуры. Нередко эти исторические личности обладали яркой и духовно богатой жизнью, которой хочется подражать. Этот путь перспективен и плодотворен;

2) осуществляется переориентация внимания учащихся с социально-экономической доминанты, безраздельно господствовавшей в науке и учебно-исторической литературе советского (да и постсоветского времени), к основам отечественной культуры, отраженным в ее живой повседневности, ее выдающихся личностях. История становится интересней, динамичней, что лучше всего соответствует особенностям мышления и восприятия младших подростков, наполняется не просто новыми, но знаковыми в национальной отечественной культуре образами. В данном смысле содержание учебного курса «Библейская история Древнего мира», как мы уже отмечали, действительно является важной составляющей пропедевтики основ отечественной истории и культуры;

3) огромная работа проведена по органическому соединению материала по истории Древнего мира с материалом по библейской истории. В этом контексте древнейшая история человечества предстает в качестве впечатляющей картины становления человечества, его взросления через падения и подъемы, через грех и святость, через гибель и спасение.

Библейская история, нередко воспринимаемая детьми лишь как миф, соединившись с археологическими, лингвистическими, естественнонаучными сведениями и фактами, подтверждающими ее, воспринимается уже совершенно иначе – как впечатляющая панорама ранней истории человечества, его духовного возрастания.

 

VI. Обращаясь вновь к мнению А.В.Камкина как основного рецензента, попытаемся с его помощью сформулировать один из важных выводов, следующих из анализа представленных материалов, касающегося вопроса о роли и месте библейского компонента в содержании программы и курса лекций: «Рассмотрев внимательно систему знаний о христианстве и ветхозаветной традиции (вере, культуре, духовно-нравственных ориентирах), представленную в содержании программы и пособия, мы пришли к выводу о том, что автору удалось остаться в рамках светского образования. Он стремится помочь детям и педагогам сформировать свою образованность в сфере основ национальной культуры, базирующейся на определенном миропонимании и мироощущении, которая, как и всякая другая образованность (музыкальная, художественная, техническая и пр.) является важной частью внутреннего мира человека. Ему удалось деликатно и с большим уважением показать, что наша культурная идентичность определена двухтысячелетней историей христианской цивилизации, без ощущения себя органичной частью которой человек становится чужим среди своих и своим среди чужих. Знать и воспринимать православие как национальную культуру во всей ее уникальности и богатстве очень важно в нашу эпоху, когда всепоглощающая глобализация (с одной стороны) и стремление отстоять свою этнокультурную идентичность (с другой) становятся предметом раздора. Серьезное погружение детей в комфортную среду родной культуры, важнейшие ценности которой передаются, так сказать, на генетическом уровне, поможет сформировать личность, уверенно стоящую на твердой основе тысячелетней традиции и в то же время – личность толерантную, с уважением и пониманием относящуюся к ценностям иных цивилизаций».

 

VII. Важной, на наш взгляд, составляющей экспертного анализа являются отзывы практикующих педагогов, апробировавших на собственном опыте представленные программу и курс лекций. В данном случае их пять: Красноруцкая Ю.Б., заместитель директора по научной работе и преподаватель истории МОУ СОШ №38 г.Калининграда; Лёвина И.П., преподаватель истории МОУ Маяковская СОШ Гусевского р-на Калининградской обл.; Агеева В.Ф., преподаватель истории МОУ СОШ п.Корнево Багратионовского р-на Калининградской обл.; Мосина Т.А., преподаватель истории МОУ СОШ п.Новостроево Озерского р-на Калининградской обл.; Полякова Л.Ф., преподаватель истории МОУ СОШ №5 г.Гусев Калининградской обл.

Содержание отзывов можно сгруппировать по трем основным направлениям: 1) мнения, касающиеся общей характеристики содержания программы и материала курса лекций; 2) мнения, касающиеся практического применения экспертируемого материала и реакции учащихся; 3) практические предложения и рекомендации.

Представим наиболее примечательные и единодушно выраженные мнения по указанным направлениям (формулировки мнений приводятся в авторских редакциях):

1) «Программа учитывает возрастные особенности пятиклассников»; «Авторам программы удалось остаться в рамках светского образования, никакой цели воцерковления детей не прослеживается»; «Преподавание по данной программе способствует профессиональному росту педагогов»; «Программа не нарушает светский характер образования… Преподавание по данной программе способствует приобщению учеников к основам русской культуры, развитию религиозной образованности (не путать с воцерковлением) как части общего образования современного человека»; «Данная программа снимает противоречия между материалами некоторых школьных курсов (в т.ч. по истории, географии, биологии) и материалами библейской истории. Считаю, что отдельные части программы могут быть интегрированы в программы других школьных предметов (биологии, физики, литературы, географии, обществознания, МХК)»; «Я считаю, что данный курс является актуальным по отношению к федеральной программе»; «Программа… логична, сочетается с программным материалом курса истории Древнего мира… Весь необходимый материал для подготовки к урокам имеется в лекциях «Библейская история Древнего мира» священника Сергия Коротких… программа актуальна»; «Данная программа несет большую воспитательную нагрузку, способствует нравственному воспитанию, что особенно актуально в наше время»; «В программе удачно сочетаются исторические данные Библии и данные современной науки»;

2) «Дети испытывают живой интерес к проблемам, затронутым в данной программе… преподавание по ней более активно приобщает детей к основам русской культуры»; «Данная программа и методическое пособие расширяет рамки образованности учащихся и является важной частью внутреннего мира человека»; «Этот курс очень актуален, т.к. влияет на формирование у детей духовно-нравственного гуманного выбора»; «Уроки по библейской истории проходят при высокой активной деятельности учащихся на уроке, т.к. дети на уроках имеют возможность рассуждать о проблемах добра и зла, высказать свою позицию и свое отношение к проблемам человеческого бытия»; «Благодаря данной программе дети воспринимают «Библейскую историю» не как миф, а соединяют ее с исторически достоверными сведениями и фактами»; «Дети без труда воспринимают материал, активны на занятиях»;

3) «Считаю необходимым продолжать работу по данной программе, внеся некоторые изменения в расчасовку, т.е…»; «Считаю, что введение курса в современных условиях является необходимостью для воспитания патриота и гражданина России, высоконравственной и высокодуховной личсности»; «Однако на уроках не хватает средств обратной связи (рабочих тетрадей для учащихся, наглядных пособий), требуются хрестоматии для учащихся с материалами по библейской истории, методические разработки уроков для учителя и, самое главное, учебник для учащихся»; «Для успешного преподавания предлагаю оставить или выделить впредь отдельный час для ведения этого курса; выпустить рабочие тетради, наглядные пособия и учебники с иллюстрациями. Школа должна помогать детям по вопросу религиозной безопасности и сохранению духовного равновесия. Чтобы поддерживать интерес к основам русской культуры, предлагаю, поощряя учащихся, оценивать их работу на «хорошо» и «отлично»; «Вопрос об оценке знаний является спорным. Одни считают надо ставить оценки, другие – нет. Я считаю ставить надо «4» и «5»; «Оценивается работа учащихся только на «хорошо» и «отлично» за выполнение домашних заданий, за усвоение материала урока».

 

VIII. Рецензентами содержания программы и курса лекций, кроме д.и.н. А.В.Камкина, как основного рецензента, на разных этапах работы (с 2004 по 2007 гг.) явились: О.Г.Ребизов, кандидат богословия, проректор Смоленской духовной семинарии Московской Патриархии; В.Н.Шульгин, к.и.н., доцент исторического факультета Российского государственного университета (РГУ) им.И.Канта; Л.Г.Дорофеева, к.филол.н., доцент факультета славянской филологии и журналистики РГУ им.И.Канта.

Кроме того, самое непосредственное и серьезное участие в редактировании подготовленного к изданию материала приняли специалист в области молекулярной и биологической физики, к.физ-мат.н. С.Ю.Вальшин и историк В.А.Трусов.

Данное обстоятельство также может свидетельствовать о наличии достаточного научного и методического уровня экспертируемой работы.

На основании представленных выводов было сформулировано следующее заключение:

Представленные на экспертизу программа и методическое пособие в виде курса лекций для преподавателей под общим названием «Библейская история Древнего мира» являются «оригинальными, практически не имеющими аналога документами, в которых предпринимается целостная и системная попытка соединить научение истории с отечественным духовно-нравственным и культурным наследием» (А.В.Камкин).

Актуальность разработки и существования учебно-методических пособий по проблематике экспертируемых программы и курса лекций диктуется как востребованностью их со стороны учащихся и педагогов, так и важностью их содержания, заключающего в себе большой воспитательный и научный потенциал.

Научность подхода в подборе и интерпретации материала не вызывает сомнений. Грамотно выстроенная структура программы, а в соответствии с ней и пособия, системность и закономерность в избираемых методологических подходах, учет обращенности предлагаемого материала к школьным педагогам позволяют сформировать мнение о достаточной профессиональной компетенции автора, сумевшего целостно и логично, но в то же время достаточно популярно и доступно преподнести сложный материал, касающийся культурно-исторического и религиозно-философского содержания библейской традиции.

При этом автору удалось в рамках предлагаемого им учебного курса «Библейская история Древнего мира» соблюсти принцип светскости содержания образования, предполагающего формирование знаний и представлений в той или иной (материальной, социо-культурной, духовно-нравственной, религиозной и т.д.) неотъемлемой от природы человека сфере его жизнедеятельности. Особенно в сфере, содержащей основания для становления нации и ее культурных традиций.

Учитывая все недочеты, предложения и пожелания, а также положительные стороны представленных материалов, отраженные в наших выводах, мы утвердились во мнении о необходимости скорейшего издания представленных программы и методического пособия, содержание которых может быть рекомендовано к использованию в школьной учебной практике. При этом очевидна необходимость организации мониторинга результатов преподавания учебного курса «Библейская история Древнего мира», являющегося важным звеном в процессе формирования системы знаний и понимания основ родной национальной культуры, в воспитании уважения и любви к ней, являющихся залогом уважения к любой личности, относящейся к какой-либо иной культурной традиции, равно как и к самой этой традиции.

Содержание курса лекций будет полезно в практической деятельности не только учителям истории, но и преподавателям религиоведения, литературы, мировой художественной культуры, обществознания, а в некоторых его аспектах преподавателям биологии и прочих естественно-научных дисциплин.

 

Кандидат исторических наук,

ректор Калининградского областного

института развития образования,

доцент кафедры истории России

Российского государственного

университета им.И.Канта                                                 Е.А.Маслов

Дополнительная информация