Сипко Татьяна Петровна,

учитель МАОУ гимназии №176, город Екатеринбург

Использование УМК «Нравственные основы семейной жизни» для духовно-нравственного воспитания участников образовательного сообщества

 

В гимназии  №176 Кировского района г.Екатеринбурга работа по духовно-нравственному воспитанию и образованию ведется с 2005 года, а с 2009 года системно реализуется проект духовно–нравственного воспитания подрастающего поколения «Возрождение», представляющий собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства.

Проект УрО РАО по апробации УМК «Православная культура» органично вписывался в систему образования и воспитания гимназии. Нами был выбран следующий элемент УМК: «Культура семьи» или «Духовные основы семейных ценностей». С 2009 года данный предмет был введен в учебный план гимназии, в осенние каникулы 2009-10 учебного года были организованы встречи с родителями старшеклассников и педагогами. В марте-мае 2010 года проведен цикл бесед со старшеклассниками монахиней Ниной (Крыгиной), одним из разработчиков данного курса. Эти беседы были записаны и транслировались на центральном телевидении и ТВ «Союз», разрешение родителей на трансляцию было получено. Каждому участнику были подарены диски с записью бесед.

Отношение обучающихся, родителей и педагогов к данному курсу однозначно хорошее, многие учителя отмечают, что после этих бесед дети приходят на урок «другие», более спокойные, задумчивые, рассуждающие и, даже, уставшие. Они объясняли это тем, что им приходится много думать о жизни и делать осознанный выбор в своих поступках.

Основной целью курса являетсяосвоение старшеклассниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественной культуре в области семейных отношений; подготовка учащихся к созданию крепкой многодетной, счастливой семьи.

Ребята знакомятся с основными понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, задумываются о смысле жизни, узнают средства для решения конфликтов при взаимоотношениях с противоположным полом и будущих семейных проблем, возможно у некоторых появилось желание создать крепкую, многодетную, счастливую семью. В этом и был смысл и цель курса.

Текущий контроль знаний заключается в оценке знаний обучающихся на семинарских занятиях. Итоговый контроль - написание реферата или собеседование.


Результаты опроса по курсу «Нравственные основы семейной жизни»

 

Опрошено 35 обучающихся и 53 родителей и педагогов гимназии №176

  1. Нужен ли данный предмет в школе?

- нужен: 92%

- не нужен: 8%

  1. Какие темы вызвали наибольший интерес?

о семье,

о воспитании,

о любви

  1. Какие темы вызвали затруднения в освоении?

Уроки семейного взросления.

 

  1. Ваши рекомендации и пожелания по данному курсу?

Проводить курс дистанционно с помощью интернет, тогда можно личные вопросы адресовать авторам.

 

  1. Как Вы считаете, насколько пригодятся полученные на данном предмете знания в Вашей жизни?

- очень пригодятся: 68%

- пригодятся: 29%

- мало пригодятся: 3%

- не пригодятся.

 

Ответы на вопросы для родителей учащихся

по курсу «Нравственные основы семейной жизни»

  1. Нужен ли данный предмет в школе?

- нужен: 96%

- не нужен: 4%

  1. Ваши рекомендации и пожелания по данному курсу?

Параллельно проводить занятия с родителями, а некоторые темы совместно с детьми в форме круглого стола.

  1. Как Вы считаете, насколько пригодятся полученные на данном предмете знания в Вашей жизни?

- очень пригодятся: 82%

- пригодятся: 16%

- мало пригодятся: 2%

- не пригодятся.

Дополнительная информация