Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Адищевская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области

Отзыв об УМК «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы», учителя Ягодкиной Марии Евгеньевны

Курс «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы» разработан в рамках нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов и соответствует предметной области «Духовно-нравственная культура России». Помимо экспериментального учебного пособия, включает в себя мультимедийное приложение для учащихся, хрестоматию, методические рекомендации и мультимедийное приложение для учителя, примерную программу курса.

Учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 кл.» предназначен для широкого круга современной молодёжи. Он носит светский характер.

Курс основан на православном понимании законов жизни и семейных основ. Но цели воцерковления учащихся авторами не ставится, так как отношение к вере – это личное дело каждого человека в отдельности. Основная цель – подготовка старшеклассников к созданию крепкой, счастливой семьи. Курс призван помочь старшеклассникам найти те ценности, на которых в будущем можно построить счастливую семью.

Считаю, что авторами УМК предложен ценный, уникальный по содержанию теоретический материал. Особенностью его является то, что в нём представлены знания о семье из разных научных областей: культурологии, психологии, социологии, медицины и теологии.

Методические рекомендации для учителя содержат разработки уроков по темам курса. По каждому уроку указаны цель, оборудование, основные этапы урока. Имеются указания на то, какие аудио- и видеоматериалы может использовать учитель на каждом конкретном этапе урока. Также предлагаются вопросы, которые рекомендуется задавать учащимся по данной теме и творческие задания к следующему уроку. В методических рекомендациях для учителя имеется карта дидактических материалов, в которой расписано, что может взять учитель при подготовке к уроку по каждой конкретной теме, где этот материал находится (в печатной хрестоматии или на DVD-диске), указана продолжительность по времени при его использовании. Однако, на мой взгляд, недостаточен перечень форм проведения занятий. Это, с одной стороны, создаёт определенные трудности при подготовке к урокам, а с другой, представляет свободу выбора учителем формы проведения занятий. Существенную помощь при подготовке к урокам оказывают материалы Хрестоматии для учителя. Они интересны как учителю, так и учащимся.

По моему личному мнению, изложенный материал курса «Нравственные основы семейной жизни» выстроен с учетом возрастных особенностей старшеклассников. Именно в этом возрасте идет активное формирование мировоззрения. У старшеклассников формируется отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Поэтому содержание таких тем, как «Кто я?», «Я и другие» особенно актуальны. В 10 классе школьникам предлагается осмыслить себя, как личность, изучить этапы добрачных отношений, вступление в брак и рождение ребенка, а в 11 классе — разобрать понятие «зрелости семьи» и подвести итоги.

Данный курс нацелен на воспитание семейных ценностей. И для того, чтобы сформировать эти ценности, недостаточно только изложение предложенного материала. Аудио- и видеоматериалы способствуют созданию душевного настроя, тому, чтобы сердца, души учеников отозвались и раскрылись к восприятию жизненно-важных ценностей. Данные материалы оказывают большую помощь при подготовке учителя к уроку. Они также дают возможность проявления творчества в использовании этой информации.

Теоретический материал курса изложен ненавязчиво, нет поучений. В ходе анализа поговорок, пословиц, мудрых мыслей старшеклассники рассуждают, думают, делают выводы, а иногда и спорят. Школьников привлекает в курсе возможность обсудить проблемы, близкие, но редко обсуждаемые с родителями, сверстниками.

Материалы уроков построены на основе анализа жизни реальных людей, счастливых семей, которые могут быть взяты в качестве образца для подражания. Например, Царская семья – общепризнанный идеал семьи.

Для меня лично данный курс стал открытием и позволил критичнее отнестись к себе, взаимоотношениям внутри семьи. Конечно же, от учителя требуется высокий духовно- нравственный уровень развития, профессиональное мастерство, постоянное саморазвитие и самовоспитание, работа над недостатками в характере, ведь в глазах учащихся он должен быть нравственным образцом. От него требуется вести себя корректно, тактично. Осознавая психологическую неготовность учащихся к душевному разговору, стараешься преодолевать барьер, возникающий в процессе диалога. Пытаюсь строить свои занятия на основе доверительных отношений. В этом мне помогают иллюстративные материалы учебного пособия, записи песен, фрагменты фильмов.

В ходе изложения программного материала от учащихся не требуется обязательное его заучивание. Главное, чтобы старшеклассники восприняли содержание как личностно значимое.

УМК «Нравственные основы семейной жизни» несет в себе огромную воспитательную функцию. Особую нишу занимает благочестивое воспитание, почитание старших, стремление к добру, ответственность за семью, любовь к Родине и служение Отечеству.

Считаю, что данный УМК хорошо оснащен как методически, так и технически. Для педагога есть возможность организовать урок, применив и видеопрезентацию, и организовав показ фильмов, прослушать аудиозаписи, а главное - есть структурированные учебники, по которым возможно и самостоятельное изучение предмета.

Преподаватель курса «Нравственные основы семейной жизни»: Ягодкина М.Е.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дополнительная информация