Переживаемый сегодня кризис семьи связан с длительным, масштабным, первоначально захватившим только европейскую цивилизацию, а в последние десятилетия охватившим весь мир процессом перемен в сфере семейных отношений. В основе его принципиальное изменение исторически сформировавшихся роли и функций мужчины и женщины, как в семье, так и в обществе. Под давлением независимых от воли отдельных людей общественных процессов сначала мужчина, а затем и женщина перестали выполнять в полном объеме те социальные функции (роли), которые на них возлагались в семье, и которые выполнялись ими на протяжении большей части истории этого социального института.

Мужчину и женщину в семье объединяли не только дети и совместная собственность, но и совместный труд. И именно изменения в характере труда привели к серьезным изменениям в модели семьи. В традиционном обществе отец и мать совместно (хотя и по-разному) работали дома, в поле, часто вместе с детьми, прививая детям трудовые навыки. Традиционная семья была одновременно и экономическим институтом (двор, хозяйство, ремесленная мастерская, лавочка).

Точкой отсчета на пути разрушения традиционной семьи стала Промышленная революция, хотя и не сразу, превратившая мужчину в единственного «добытчика» средств существования и развития семьи. Кроме того, многочасовой фабричный труд вне дома отдалял мужчин от семьи и возможности оказывать влияние на воспитание детей. Тем самым открылась пропасть между трудом и семьей.

В традиционном обществе с точки зрения экономической труд женщин не рассматривался как менее значимый, чем труд мужчин. В свою очередь и время не делилось на потраченное на труд, и на семейную жизнь. Все изменилось с победой индустриальной революции. Ответственной за воспитание детей и поддержание дома-семьи стала исключительно женщина-жена.

Но и эти очередной раз строго очерченные социальные роли мужчины и женщины в семье были деформированы в период первой мировой войны. На этот раз кардинальной деформации подверглись социальные функции женщин. Женская эмансипация, как социальное явление, до недавнего времени существовала только в нашей европейской цивилизации. Она исторически обусловлена. Когда стало не хватать мужских рабочих рук, мужчин на заводах заменили женщины. На них легла ответственность и за результаты труда и за семью. В результате женщины усвоили и мужские роли, и мужское поведение, в том числе в семье. За 20 век женщина в европейскойцивилизации перестала рассматривать выполнение своих функций в семье как основных.

Отныне мужчина и женщина получают возможность для самореализации исключительно в трудовой деятельности вне семьи. Семья начинает рассматриваться как препятствие в деле самореализации человека, как препятствие в повышении производительности труда на производстве и в достижении более высокого уровня жизни.

Большую роль в разрушении семьи сегодня играют СМИ и реклама, которые изображают достижение высокого уровня благосостояния как жизненную цель. Реклама старается дискредитировать стабильные семейные и родительские связи. СМИ пропагандируют утилитарное понимание сексуальности. В результате в нашей цивилизации нормой становятся разводы (в Европейском союзе свыше 1 миллиона ежегодно, что составляет половину ежегодных браков), неполные семьи, вторичные браки, партнерские союзы вместо семьи. Две трети семей в Объединенной Европе бездетны. Происходит старение общества. Психологи бьют тревогу. Около 25% детей из расколотых семей в два раза больше, чем дети из полных семей, имеют психологические проблемы, проблемы в школе, социальные проблемы.

Сегодня вся наша европейская цивилизация расплачивается за потребительское отношение к жизни, за легкомысленное отношение к семье. Сегодня семья (как важнейший общественный институт) может полноценно выполнять свою роль только в случае сознательного отношения к ней со стороны как создающих ее людей (мужчин и женщин), так и всего общества в целом.

Это обширное вступление необходимо для того, чтобы обратить внимание всех ответственных за рецензируемые учебные пособия на тот факт, что значительная часть причин современного кризиса семьи носит цивилизационный характер, вызвано особенностями развития нашей европейской цивилизации и только затем «злым умыслом» и безответственностью руководителей страны, бизнеса, рекламы. 

То, что в нашей цивилизации сохранялось в течение столетий благодаря поддержанию и следованию христианской традиции, на основе следования примеру родителей, сегодня нуждается в сознательной защите. Защита семьи предполагает, как и прежде, воспитание для семьи. Именно это обстоятельство и общественная потребность поставили перед авторами задачу создания учебно-методического комплекса (УМК) по предмету «Нравственные основы семейной жизни» (НОСЖ).

 

Рецензируемый УМК по НОСЖ авторства иерея Дмитрия Моисеева, кандидата биологических наук, и монахини Нины (Крыгиной), кандидата психологических наук  адресован преподавателям и учащимся 10 и 11 классов и включает в себя: «Примерную программу курса «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений», экспериментальное учебное пособие «Нравственные основы семейной жизни. 10 класс» и «Нравственные основы семейной жизни. 11 класс», мультимедийное приложение для учащихся, хрестоматию, методические рекомендации и мультимедийное приложение для учителя. 

 «Примерная программа» состоит из трех частей. Первая часть содержит следующие разделы: «Актуальность» с подразделами «Социально-педагогическая», «Научно-теоретическая», «На личностном уровне учащегося», «Для воспитательной системы школы»; «Новизна программы», «Объект, цели, задачи и принципы изучения курса», «Система семейных ценностей, традиционных для отечественной культуры», «Принципы преподавания курса», «Структура программы курса», «Место курса «Нравственные основы семейной жизни» в учебном плане школы», «Требования к учителю», «Учебно-методическое обеспечение курса», «Технология преподавания курса», «Структура представления содержательной учебной информации в учебно-методических комплексах для учащегося», «Формы проведения занятий», «Средства мониторинга», «Формы контроля знаний». Вторая часть Примерной программы включает в себя «Содержание программы учебного курса». Третья часть содержит «Требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым программой к выпускнику старшей школы», а также список рекомендуемой литературы.

Инновационный характер рецензируемой Примерной программы заключается в том, что, опираясь на свои профессиональные знания и опыт, авторы не только восполнили отсутствие в современной российской школе предмета, посвященного формированию семьи, но и по-новому сформулировали принципы, ценностный подход и технологию преподавания дисциплин духовно-нравственного содержания. 

Программа курса «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на два года: 10-11 класс. 

Экспериментальное учебно-методическое пособие «Нравственные основы семейной жизни. 10 класс» состоит из введения, двух разделов («Личность и межличностные отношения»), пяти глав, словаря, мультимедийного приложения, руководства по работе с мультимедийным приложением и списка литературы. Содержание учебного материала раскрывается авторами на основе достижений из разных научных областей: от культурологи и психологии до христианской этики и богословия. К несомненным достоинствам пособия необходимо отнести высоко профессиональное методическое обеспечение образовательного процесса. В пособии впервые в учебной литературе учеников знакомят с реальными жизненными ситуациями и предлагают профессиональные советы по их разрешению. Весь материал изложен хорошим литературным языком.

Основной текст учебного пособия перемежают цитаты, мудрые мысли современных и древних епископов, святых, современных отечественных и иностранных ученых, пословицы и поговорки, жизненные советы, стихи отечественных и иностранных поэтов (в том числе современных), отсылки к справочнику и хрестоматии. Цитируемые в пособие отрывки из научных публикаций отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.

Пособие снабжено контрольными вопросами и тренировочными заданиями по теме, хорошо иллюстрировано. 

Экспериментальное учебно-методическое пособие «Нравственные основы семейной жизни. 11 класс» является продолжением аналогичного пособия для 10 класса. Структурно пособие состоит из трех разделов и шести глав. Названия разделов указывают на общие смыслы («Возрасты семьи», «Я — семья — общество», «Для чего я живу?»), а название главы – на основные проблемы развития семьи («Особенности зрелой семьи», «Семья — основа всякого общества», «Устроение жизни семьи. Личность и семья», «Религиозные основы семьи» и др). В свою очередь главы распадаются на темы (в сумме 22 темы). Содержание пособия охватывает все важнейшие стороны жизни семьи (включая «Уроки семейного взросления», «Семейные конфликты», «Типы и функции семьи. Типология современной семьи» и др.). Актуальность этого труда не сводима к тяжелейшему демографическому кризису, который переживает наша страна и европейская цивилизация в целом. Сегодня вся наша цивилизация расплачивается за потребительское отношение к жизни, за легкомысленное отношение к семье. Но семья (как важнейший общественный институт) может выполнить свою роль только в случае сознательного отношения к ней со стороны как создающих ее людей, так и всего общества в целом. 

Инновационный характер рецензируемого УМК заключается в том, что учебный материал раскрывается на основе синтеза последних достижений из разных научных областей: культурологии, христианской этики и богословия, психологии, социологии и медицины. Авторское содружество профессионального психолога и священника позволяет создать уникальное по своему содержанию и необходимое современной школе учебное пособие. Психолог знакомит учащихся с современным уровнем научного знания о проблемах формирования и развития семьи, а священник – с не менее важной духовной составляющей семейной жизни.

Рецензируемое экспериментальное учебное пособие выполнено в соответствии с фундаментальными основаниями христианской и психолого-педагогической антропологии. Другое несомненное достоинство - это высоко профессиональное методическое обеспечение образовательного процесса. Это видно и в структуре текста, в психологически грамотном подборе иллюстраций, мудрых мыслей, вопросов для раздумий, толковании основных понятий. В качестве иллюстрации авторы используют лучшие образцы отечественной поэзии, как классической, так и современной.

Экспериментальный учебно-методический комплекс рекомендуется в качестве основного обеспечения учебного процесса при изучении предмета «Нравственные основы семейной жизни» в 10 и 11-м классах средней школы. Он может быть использован также в качестве дополнительного материала учителями дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов, для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, а также в системе среднего профессионального и дополнительного образования.

Рецензируемое пособие в полной мере отвечает потребности воспитания у молодежи ответственного отношения к семье и родительству. Изложение материала является привлекательным для самостоятельного чтения.

УМК полностью соответствует требованиям, предъявляемым к учебным книгам для старших классов общеобразовательной школы, содержательно и стилистически адаптирован к возрасту, хорошо иллюстрирован,  структурно и дидактически выстроен. Экспериментальный учебно-методический комплекс может быть рекомендован к печати и опытной проверке.

 
 
 

Профессор кафедры систематического 

богословия и патрологии БФ ПСТГУ, к.и.н.

 

(Б.А. Филиппов)

 
 
 
 

Дополнительная информация