Учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 кл.» предназначен для широкого круга современной молодёжи. Он носит светский характер. Выбор старшего звена школы для преподавания нового семейного курса не случаен, поскольку выпускники стоят на пороге взрослой жизни,  создания собственной семьи, рождения и воспитания детей.

Особенностью учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» является то, что в нём аккумулированы знания по семье из разных научных областей: культурологи, психологии, социологии, медицине и теологии.

В настоящее время учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» проходит апробацию на экспериментальных площадках страны. А именно: в Екатеринбурге и Свердловской области; в Калуге и Калужской области; в Калининграде и Калининградской области; в Костроме и Костромской области; в Курганской, Оренбургской и Челябинской областях; в Санкт-Петербурге и др.

Учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 кл.» предназначен для старшеклассников общеобразовательных школ. Он носит светский характер. Выбор старшего звена школы для преподавания семейного курса не случаен, поскольку выпускники стоят на пороге взрослой жизни, создания собственной семьи, рождения и воспитания детей.

В 2012 г. данный учебно-методический комплекс стал победителем III этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».

«Нравственные основы семейной жизни» представляют собой учебный курс, объединяющий знания по семье из разных научных областей: культурологи, психологии, социологии, медицине и теологии.

 

Авторы: иерей Дмитрий Моисеев и монахиня Нина (Крыгина).

Иерей Дмитрий Моисеев, кандидат биологических наук, священник храма Рождества г. Екатеринбурга. В 2002 году в Екатеринбургской епархии был создан Центр защиты материнства «Колыбель», духовником которого он стал. Понимая, что семейные ценности необходимо воспитывать со школьной скамьи, о. Дмитрий начал разрабатывать учебный курс «Нравственные основы семейной жизни», предназначенный для старшеклассников средних общеобразовательных школ.

В 2005 году к этой работе Владыка Викентий благословил подключиться монахине Нине (Крыгиной) (в миру - Надежде Николаевне Крыгиной), которая ушла в монастырь с должности профессора кафедры психологии Магнитогорского государственного

университета. В течение 18 лет своей профессиональной деятельности в вузе она вела авторский спецкурс по «Психологии семейной жизни» для студентов дневного и заочного отделений. Кроме того, имела опыт преподавания «Этики и психологии семейной жизни» в старших классах средних общеобразовательных школ. Кандидатская диссертация по теме воспитания семейных ценностей была защищена ею в 1993 году в г. Москве в Институте психологии развития личности РАО в диссертационном совете академика В.С. Мухиной, у которой она училась со студенческих лет.

Объединив усилия, о. Дмитрий и монахиня Нина разработали уникальный учебный курс для молодых людей «Нравственные основы семейной жизни» и написали первые в России учебные пособия для старшеклассников по семейной жизни. (Кто из вас преподавал предмет «Этика и психология семейной жизни», который в 80-е годы ХХ в. был введен по всей стране, тот помнит, что по этому предмету учебников для старшеклассников разработано не было. В распоряжение учителя предлагались только Книга для учителя и Хрестоматия).

В УМК «Нравственные основы семейной жизни» входят:

- Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни»;

- 2 учебника для старшеклассников (один для 10, другой для 11 класса);

- 2 методических пособия для учителя (по одному для 10 и 11 класса);

- 2 Хрестоматии для учителя (по одному для 10 и 11 класса);

- Мультимедийное сопровождение учебного курса для 10 и 11 классов.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (10 -11 КЛАССЫ)

Логика изложения материалов курса «Нравственные основы семейной жизни» была выстроена с учетом возрастных особенностей старшеклассников. В психологии установлено, что в этом возрасте идет активное формирование мировоззрения. У старшеклассников перестраивается отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Молодой человек задает себе вопрос: «Кто я?», «Что собой представляют другие люди и окружающий мир?», «Кто я в этом мире?», «В чем смысл жизни?». В этой логике и разрабатывался данный учебный курс и все его содержание.

Начинается данный учебный курс в 10 классе с постановки проблемы - «Что такое счастье и как его достичь?». Вопрос о достижения счастья актуален для людей всех возрастов, но особенно остро он встаёт у молодёжи перед выходом во взрослую жизнь. К ответу на этот вопрос старшеклассники вернуться ещё раз на последнем уроке в 11 классе, подводя итог всему изученному в течение 2-х лет по курсу «Нравственным основам семейной жизни».

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 10 КЛАССА

Введение Что такое счастье и как его достичь?

Раздел I. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава I. Кто я?

Тема 1.1.Направленность личности

Тема 1.2.Понятие личности

Тема 1.3.Тайна возраста

Тема 1.4.Тайна пола

 

Глава II. Я и Другие

Тема 2.1. Быть или казаться

Тема 2.2. Стыд и совесть

Тема 2.3. Дружба и любовь в жизни человека

Тема 2.4. Мужественность

Тема 2.5. Женственность

 

Раздел II. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

Глава III. Добрачные отношения

Тема 3.1. Любовь и влюблённость

Тема 3.2. Испытание чувств

Тема 3.3. Предбрачный период

Тема 3.4. Союз двух родов

 

Глава IV. Свадьба. Начало совместной жизни

Тема 4.1. Самый важный день

Тема 4.2. Первый год совместной жизни

 

Глава V. Молодые родители

Тема 5.1. Семья в ожидании ребёнка

Тема 5.2. Чудо жизни

Тема 5.3. «Не убий»

Тема 5.4. Молодая семья с новорожденным

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 11 КЛАССА

Раздел I. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

Глава 1. Особенности зрелой семьи

Тема 1.1. Родители и дети. Значение детей в жизни семьи

Тема 1.2. Уроки семейного взросления

Тема 1.3. Семейные конфликты

Тема 1.4. Супружеское многолетие

 

РАЗДЕЛ II. Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО

Глава 2. Семья — основа всякого общества

Тема 2.1. Типы и функции семьи

Тема 2.2. Значение семьи для общества

Тема 2.3. Семья и государство. Вопросы демографии

Тема 2.4. История семейной политики в России

 

Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья

Тема 3.1. Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа

Тема 3.2. Жена — хранительница домашнего очага

Тема 3.3. Положение детей в семье

Тема 3.4. Старшие члены семьи

 

Глава 4. Семейное воспитание

Тема 4.1. Традиции семьи, рода, народа

Тема 4.2. Воспитание чести и долга в семье

Тема 4.3. Патриотическое воспитание в семье

Тема 4.4. Трудовое воспитание в семье

Тема 4.5. Половое воспитание в семье

 

РАЗДЕЛ III. ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ?

Глава 5. Религиозные основы семьи

Тема 5.1. Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни

Тема 5.2. Семья в религиозной традиции

Тема 5.3. Святые семейства. Святые покровители семьи

 

Глава 6. Семья в моей жизни

Тема 6.1. Радость семейной жизни

Тема 6.2. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни

Тема 6.3. Семейное счастье — миф или реальность?

 

Важным моментом в создании УМК «Нравственные основы семейной жизни» является то, что экспертами этих методических разработок выступают такие известные ученые и постоянные члены Экспертного федерального совета, как

• Слободчиков Виктор Иванович, руководитель отдела психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО, профессор, член-корр. РАО, доктор психологических наук.

• Филиппов Борис Алексеевич, профессор кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук.

Оба рецензента дали положительные оценки и отметили, что учебные пособия по данному курсу могут принести пользу не только старшеклассникам, но и взрослым людям.

Обращаем ваше внимание на то, что данный курс нацелен на воспитание семейных ценностей. Но для того, чтобы сформировать эти ценности, недостаточно достичь только интеллектуального восприятия предложенного материала. Педагогу необходимо сформировать у учащихся определенный душевный настрой, способствовать тому, чтобы их сердца отозвались и души раскрылись к восприятию жизненно важных ценностей.

Поэтому в помощь учителю авторы разработали большое количество аудио и видео материалов. Так, например, только по 10 классу разработано 76 аудио- и видеоматериалов. Преимущественное большинство из них предназначено для демонстрации на уроке. Другие (к ним относятся, прежде всего, аудиоматериалы) призваны оказать существенную помощь при подготовке учителя к урокам по данному курсу.

Приобрести можно на сайте: www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/knigi-pochtoy

 

Дополнительная информация