В Ташкентской епархии прошла конференция «Семья и семейные ценности в современном обществе»

2 октября, в Духовно-административном центре Ташкентской и Узбекистанской епархии начала свою работу международная научно-практическая конференция «Семья и семейные ценности в современном обществе».

Основная цель мероприятия – актуализация на широком общественном уровне государств Средней Азии, Казахстана и России проблем, связанных с сохранением традиционных семейных ценностей. Это значимое мероприятие приурочено Году здорового ребенка, проводимому в Узбекистане.

«Одна из угроз современному обществу, которое уже переступило порог XXI века, является утрата традиционных семейных ценностей, - считает Высокопреосвященнейший Викентий, митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа. – Сегодня мы становимся свидетелями того, как в цивилизованных странах попираются эти семейные ценности якобы под различными благовидными предлогами защиты прав и интересов человека. В Европе и США практически повсеместно разрешаются однополые браки, пропагандируется так называемая «свободная любовь», в Молдове, в след за США, не так давно был одобрен законопроект о недопустимости использования в официальных документах слов «мама» и «папа». Эти такие теплые и родные для нас слова подменяются обезличенными словами «родитель номер 1» и «родитель номер 2» или «один из родителей». На мой взгляд, общество, в котором попираются традиционные семейные ценности, установленные Самим Богом в Его Заповедях, обречено на крах и самоуничтожение».

«Для большинства молодежи сегодня потерять свою девственную чистоту не является чем-то плохим, напротив, - это возможность не быть «белой вороной», как они говорят, идти в ногу со временем. Вопросам воспитания подрастающего поколения в идеалах высокой духовности и нравственности должно уделяться большое внимание и в семье, и в школе».

«Мне приятно видеть, что в Средней Азии, в Узбекистане в частности, весьма крепкими являются традиционные семейные ценности. Здесь есть уважение и почитание родителей, людей старшего возраста. Для нас очень важно сохранить это и передать добрые семейные традиции будущим поколениям, не подвергнуться влиянию деструктивной силы современной массовой культуры. Уверен, что укрепление традиционных семейных ценностей – это основа духовного возрождения общества».

В рамках проводимой конференции участникам предстоит исследовать международный опыт решения вопросов по сохранению традиционной семьи и семейных ценностей, познакомиться с примерами и результатами организации воспитания детей в различных социокультурных условиях и лучшими образцами существующей педагогической практики, выработать меры укрепления и развития традиционной семьи и семейных ценностей на современном этапе развития общества. Затем будет разработан итоговый документ – резолюция (обращения) участников конференции с тем, чтобы зафиксировать основные идеи, вопросы и предложения, высказанные участниками, по сохранению традиционной семьи, и ознакомление с этим документом широкой международной общественности.

В первый день работы конференции будут заслушаны более 20 докладов. Их представят участники из Узбекистана, России, Казахстана и Таджикистана. Во второй день пройдет заседание круглого стола «Семья и школа: пути сотрудничества», а также будут организованы две секции по темам «Антропологические и методологические основания реализации системы семейных ценностей в образовательных учреждениях» и «Модели традиционной семьи, существующие в различных современных социокультурных условиях и современная педагогическая практика».

На конференции принимают участие епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим; Нина Борисовна Жукова, кандидат исторических наук, член бюро президиума ВРНС, сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин» (г. Москва); Виктор Иванович Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования (г.Москва); Игорь Иванович Белобородов, кандидат социологических наук, начальник сектора демографии, народонаселения и миграции Российского института стратегических исследований, редактор портала Demographia.net; Марина Владимировна Захарченко, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургской академии поствузовского педагогического образования; Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета и Екатеринодарской Духовной семинарии, духовенство Ташкентской и Узбекистанской епархии, преподаватели и студенты Ташкентской Духовной семинарии.

По итогам конференции планируется издать сборник тезисов и докладов для представления вниманию широкой общественности рассмотренных вопросов по сохранению традиционной семьи и ее взаимодействию с системой образования.

Международная научно-практическая конференция «Семья и семейные ценности в современном обществе» организована Просветительским отделом Ташкентской и Узбекистанской епархии и проводится на основании выделенного Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» гранта в рамках международного конкурса «Православная инициатива 2013-2014гг.», проводимого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.


(Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии)

Укрепление традиционных семейных ценностей - основа духовного возрождения общества

Митрополит Ташкентский и
Узбекистанский Викентий, 
глава Среднеазиатского
митрополичьего округа

В 2013 году мы торжественно отмечали 1025-летие первого Крещения Руси, а в 2015 году в России, и не только в ней, будет широко отмечаться 1000 летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. 
С 2010 года этот праздник вышел и на государственный уровень, подобно Дню славянской письменности и культуры (в православном календаре – День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия). Указом Президента РФ в День памяти равноапостольного князя Владимира установлен новый российский праздник – День Крещения Руси, который празднуется всенародно.
Более 1000 лет назад у берегов Днепра произошло событие, изменившее для нас весь ход истории. Равноапостольный князь был не только просветителем и крестителем, он был любящим отцом для своего народа, подвигнувшим его державной рукой на путь в Царствие Небесное. Святому равноапостольному князю Владимиру мы обязаны духовным рождением нашего народа. Не по плоти, а по духу – Бог через него призвал народ наш из тьмы к свету, ко Христу.
Нет сомнений в том, что историческая роль князя Владимира совершенно уникальна. И все, что мы имеем: сокровище веры, духовную культуру нашего народа и всю последующую историю, освященную Церковью, – мы бы не имели, если бы Господь не воздвиг этого святого, который взял на себя крест, сделав исторический выбор и совершив настоящий поворот истории.
Россия почти тысячу лет прожила в условиях главенства православных ценностей. И именно эти ценности сформировали традиционную семью как добровольный, построенный на принципах взаимоуважения и взаимопомощи союз мужчины и женщины, вступивших в законные отношения с целью совместного проживания, рождения и воспитания детей.
Одна из угроз современному обществу, которая уже переступила порог XXI века, является утрата традиционных семейных ценностей. В настоящее время происходит размывание самого понятия семья. Сегодня мы становимся свидетелями того, как в цивилизованных странах попираются семейные ценности якобы под различными благовидными предлогами защиты прав и интересов человека.
Западные образцы «семейного счастья» дают нам образчики псевдосемейных отношений. Нас пытаются убедить, что имеют право на жизнь и нетрадиционные семьи. Страшно говорить и думать, что сегодня во многих странах эти отклонения от нормы закреплены на законодательном уровне и имеют прямую поддержку государства. 
В Европе и США практически повсеместно разрешаются однополые браки, пропагандируется так называемая «свободная любовь». В Молдове, в след за США, не так давно был одобрен законопроект о недопустимости использования в официальных документах слов «мама» и «папа». Эти такие теплые и родные для нас слова подменяются обезличенными словами «родитель номер 1» и «родитель номер 2». На мой взгляд, общество, в котором попираются традиционные семейные ценности, установленные Самим Богом в Его Заповедях, обречено на крах и самоуничтожение.
В этой связи государственным и общественным деятелям в России надо внимательно следить за всеми предложениями и изменениями в законодательстве. Особенно, если эти инициативы исходят из международных норм. Россия, несмотря на множество проблем в последние годы, все-таки смогла отстоять свое право на традиционную семью. Что-то поменялось в умах людей и, конечно же, это не может не радовать. Возрождение традиционных ценностей, в т.ч. и семейных, их продвижение во всех сферах жизни является одной из важнейших задач духовного становления нашего общества. 
Наша конференция, это тоже заявление о необходимости сохранения традиционных ценностей, заявление о всесторонней поддержке нравственно и духовно здоровых и желательно многодетных семей. Только гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть та среда, где закладывается будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие. Только через созидание новой, обновленной в соответствии с заповедями Христовыми жизни, на основе милосердия, справедливости, уважения и бережного отношения к институту семьи и брака возможно его обновление и становление во всем мире. 
Однако работы в этом направлении еще очень и очень много. Кризис, происходящий в современных условиях общественных трансформаций и затронувший семейно-брачные отношения, выразился в деформации семейных ценностей у большинства населения. Кризис также выразился в изменении самой семьи и отказом от единой модели семьи для всех групп населения. И это очень серьезные изменения, произошедшие в сознании людей, особенно в сознании молодого поколения.
Необходимо признать, что сегодня семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для многих молодых людей. Построение семьи перестало рассматриваться как главная задача каждого человека, как причина, вдохновляющая его к труду, осмыслению и полному изменению своей жизни. Семья стала какой-то не интересной, повседневной рутиной. Социальные катастрофы привели к такой ситуации, когда даже в существующих семьях утрачены основные навыки совместной жизни. Разрушение традиционных связей родителей с детьми, принижение значимости материнства и отцовства по сравнению с успехами в построении карьеры ведут к взаимному отчуждению. А попытки введения ювенальных технологий предполагают полное разрушение семейных связей, шантаж родителей, развращение детей, вседозволенность, которую взрослые не могут пресечь, опасаясь судебного преследования со стороны своих чад.
Необходимо самым тщательным образом отслеживать характер многих положений документов о семье, размытость формулировок в них, которые можно трактовать как в пользу семьи, так и ПРОТИВ! Так, например, очень осторожно нужно подходить к такому расплывчатому и неопределенному термину как «гуманистические ценности», особенно с учетом того, что на практике он нередко противопоставляется ценностям религиозным. Крайне странен критерий «равноправности отношений между… родителями и детьми». Разумеется, у каждого гражданина одни и те же базовые права, но внутри семейной жизни родители и дети вовсе не «равноправны» и, более того, модель «равенства» детей и родителей неблагоприятна для нормального развития ребенка. Это своеобразные игры в демократию: когда на семейном совете решается вопрос, на что потратить зарплату, ребенок настаивает на покупке игрушек и конфет, вместо еды и теплой одежды на зиму. А когда ему отказывают, бежит жаловаться на ущемление законных прав и интересов. Критерий «родительской компетентности» также вызывает много вопросов. 
Мягко говоря, странно выглядит предложение сторонников ювенальных технологий уменьшить число абортов за счет «разработки и внедрения информационно-образовательных программ для специалистов и населения, особенно подростков и молодежи». Эту формулировку можно истолковать только как указание на введение т.н. «сексуального образования» детей и молодежи, когда, под предлогом профилактики абортов, детей обучают т.н. «безопасному сексу» и т.п., что противоречит нравственным ценностям, убеждениям, в том числе и религиозным взглядам многих семей. Русская Православная Церковь однозначно считает, что образование детей должно быть ориентировано на нравственное поведение и воздержание от преждевременной сексуальной жизни, и выступает против подобных программ. 
В этой связи я хотел бы отметить, что семейные ценности в странах Средней Азии лучше сохранены, чем в России, и имеют большую устойчивость к негативным вызовам современности. Опыт Узбекистана и других стран Средней Азии по встраиванию традиционных социальных институтов, в т.ч. семьи, в современные форматы государственного управления заслуживает самой высокой оценки, внимания и представляет исключительную ценность для выработки мер по сохранению и развитию семейных ценностей в России.
Чтобы разрушить и разорить страну достаточно лишить народ его опоры, разорить и осквернить его верования, традиции и святыни, т.е. уничтожить его культурные традиции, подорвать его устои. И этот процесс происходит на наших глазах. Только понимание истинной картины событий позволяет по-новому взглянуть на окружающую нас действительность, понять и признать ответственность каждого за судьбу нашей страны и наших детей. Позволю себе еще раз повторить, что единственный прямой путь к сохранению нашего народа – это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. 
Ярким примером христианской семьи является семья Царственных страстотерпцев. В радости и в горе, в благополучии и в гонениях святые Царственные страстотерпцы всей душой сохранили семью до мученической смерти. Именно в таких семьях сегодня наш народ может и должен черпать силу. Физически здоровая и духовно крепкая семья - основа полноценного общества. 
Каким будет завтра наш мир, во многом зависит от того, какими мы воспитаем наших детей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Пройдет не так много лет, и пути развития чело¬веческого общества будут определять сегодняшние студенты и школьники. Какие внутренние принципы будут диктовать их поступки? Чем они будут руководствоваться при принятии важных решений? Ответы на эти вопросы волнуют многих, ведь от них зави¬сит наше завтра». Святейший Патриарх обращает внимание на то, что сегодня необычайно важное звучание приобретает тема помощи молодежи в ее поисках высшей справедливости, собственного «я» и вечных, непреходящих идеалов жизни.
Несмотря на кризисные явления, старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь – это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. В свою очередь, от жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в нашей стране уже через несколько лет. К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки.
В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи. Обобщая данные этих исследований, можно сделать вывод, что семейным ценностям молодежь отводит большое место в жизни. Позитивным следует считать наличие у различных категорий молодого поколения ориентации на семейный образ жизни. Мотивами вступления в брак остаются базовые супружеские ценности - любовь, рождение и воспитание детей в семье, доверительное общение с близким человеком.
Высокий рейтинг имеют у молодых и материальные ценности – в том числе и как средство достижения семейного благополучия. Нравственные и моральные ценности почти не входят в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей, прежде всего, с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план.
Таким образом, система ценностей современной молодежи представляет собой совокупность из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и т.д. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества. И какова она будет, во многом зависит от воспитания в семье и школьного образования. 
Формирование семенных ценностей должно начинаться еще в детстве. Это целенаправленный процесс, направленный на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье - это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. Особенно важно формирование общественного мнения в сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни общества.
Для современной молодежи необходим курс по семье, который был еще в дореволюционной школе. К счастью, можно сказать, что сегодня такой курс разработан – это «Нравственные основы семейной жизни» для 10-11 классов. Учебники и методическое обеспечение к ним есть. 
Учебные пособия получили высокую оценку у широкой научной и педагогической общественности: им был присвоен гриф «Допущено» Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ и гриф Издательского Совета РПЦ, их авторы стали победителями Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Основной миссией этого курса является подготовка молодых людей к созданию крепкой и гармоничной семьи. В рамках осуществления этой миссии решаются задачи предотвращения пробных браков, распада семьи, абортов, отказа родителей от воспитания собственных детей, нарушения иерархии семейных отношений и многие другие.
Разработка учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» - это яркий пример соработничества государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, т.к. осуществлялась на основе объединения усилий светских ученых и богословов, занимающихся решением проблем в области воспитания и представляющих различные регионы нашей страны (Белгород, Ульяновск, Самара, Екатеринбург, Москва, С.Петербург). 
Только в школе и в семье закладывается тот прочный фундамент нашего нравственного кода, который, веками питаясь благодатью Православия, спасает наше общество от духовного разложения и деградации. 
Все мы, чада Русской Православной Церкви, помня святого равноапостольного князя Владимира, должны предпринять подвиг духовного преображения, вернуть в жизнь народа православное мировоззрение, обращая основное внимание на воспитание молодого поколения. Я думаю, будет лучше, если все дети станут воспитываться и жить по заветам святого князя Владимира.
Да и вообще князь всем нам важен тем, что он поменялся. Из варвара-язычника, из жестокого воина-убийцы, из владельца целого «гарема» он превратился в того, кого народ с любовью именовал «Красным солнышком». Чудо подобного преображения, происходящее в нас, в нашей душе, в нашей жизни - лучшая дань памяти святому правителю древней Руси...
Мы ведь сплошь и рядом не меняемся. Исповедуемся, порой, со слезами на глазах, но любим себя с грехами вместе, и оттого ничего не меняем в жизни. Князь Владимир же изменился! Князь Владимир был от этих идеалов одно время весьма далек, но любовь к правде и красоте, решимость покориться Истине помогли ему совершенно преобразить свою жизнь, и он не посчитал, что это уже поздновато делать, и не оглянулся на то, что скажут его дружинники, другие князья.
Прежде всего, надо начать с себя. Неплохо бы нам помнить слова князя: «Кто друг мне, тот крестись». Только будем помнить еще, что крещением мы называем не только трехкратное погружение в купель, но и приобщение ко Христу, добрую жизнь в согласии с Ним, какой бы скорбной, трудной и мучительной порой она ни была в этом мире, лежащем во зле. 
В ХХI веке мы должны с верой, надеждой и любовью смотреть в будущее, дабы «Господь благословил люди своя миром», чтобы добрые семена приносили свои плоды, а образ князя Владимира и память его стали дополнительным объединяющим началом в нашем обществе.

Призываю Божие благословение на Вас.

Резолюция
Международной научно-практической конференции «Семья и семейные ценности в современном обществе».
Ташкент. 2014 год.

Участники конференции - представители государственных структур, различных образовательных учреждений, научных, педагогических, родительских и религиозных сообществ России и государств Средней Азии - Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Кыргыстана и Туркменистана - провели разностороннее обсуждение проблем, связанных с современным состоянием важнейшего социального института – семьи, и перспективами дальнейшего ее развития в России, Казахстане и государствах Средней Азии, в которых располагаются приходы Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви.
Настоящая конференция приняла эстафету масштабного движения за сохранение, укрепление и развитие традиционной семьи и семейных ценностей от Международного форума «Многодетная семья и будущее человечества», проведенного в сентябре 2014 года в Москве Центром национальной славы, Фондом Андрея Первозванного, Благотворительным фондом Святителя Василия Великого совместно с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской Православной Церкви, в рамках Всероссийской программы «Святость материнства». 
В ходе обсуждения участники конференции в Ташкенте пришли к обобщающим выводам.
Россия почти тысячу лет прожила в условиях главенства православных ценностей. Именно эти ценности сформировали традиционную семью как добровольный, построенный на принципах любви, веры, верности, взаимоуважения и взаимопомощи неразрушимый союз мужчины и женщины, вступивших в законные отношения с целью создания общего дома, рождения и воспитания детей.
Кризис семейных отношений – это результат переживаемой в настоящее время антропологической катастрофы, причины которой носят мировоззренческий характер. 
В современном мире заметный политический вес получили общественные субъекты, которые отказывают традиционным духовно-нравственным ценностям в универсальности и выдвигают идею освобождения от традиционных ценностей как вектор прогрессивного развития человечества. На конференции было заявлено, что тема семьи, ее традиций имеет объединяющий характер в диалоге культур различных стран и народов. Международное обсуждение проблем семьи способствует осознанию в обществе роли традиционной семьи как ключевого фактора формирования духовно-нравственных основ развития личности и определению путей и способов укрепления и развития семьи и семейных ценностей.
В современном обществе семья как социальный институт и основополагающая человеческая общность подвергается массированному давлению со стороны практически всех важнейших подсистем общества – культурно-массовой, информационной, экономической, политической, здравоохранительной, образовательной. По этой причине семья неуклонно снижает свой потенциал в передаче компетенций семейной жизни непосредственно от родителей и старших поколений в целом к детям и младшим членам семьи.
Разрушение традиционных связей родителей с детьми, принижение значимости отцовства и материнства по сравнению с успехами в построении карьеры ведут к взаимному отчуждению членов семьи. Перспектива введения ювенальной юстиции на концептуальной основе не ограниченного этикой гедонистического потребительства предполагает полное разрушение семейных связей, шантаж родителей, развращение детей, вседозволенность, которую взрослые не могут пресечь, опасаясь судебного преследования со стороны своих детей.
Кризис мировоззренческих представлений о семье, о ценности семейных отношений выражается также и в том, что происходит размывание и постепенная утрата образовательного и воспитательного потенциала института семьи, что, в свою очередь, свидетельствует ещё об одной очень важной стороне кризиса этого института. В практическом плане это приводит к тому, что молодые люди, покидая родительскую семью даже с самыми благими намерениями жить самостоятельно и образовать собственные семьи, оказываются ощутимо некомпетентными в этой области, начиная с духовных сторон организации жизнедеятельности семьи и заканчивая сугубо материальными сторонами. 
Участники конференции однозначно считают, что государственная политика в поддержку семьи, безусловно, должна учитывать роль школьной подготовки в деле преодоления кризиса ценностей, представлений и институтов в области семейных отношений своих граждан.
Участники конференции с сожалением отмечают, что современная школа не ставит во главу угла задачу включения ученика как личности в традиции собственного народа.
В связи с этим на конференции было высказано предложение о необходимости менять сам подход к образованию, приближать его к человеку, а не к социальному заказу – развивать антропологический подход.
Участники конференции заявляют, что сегодня как никогда важно совместными усилиями общества, государства и религиозных организаций осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к институту семьи, к высоким духовно-нравственным семейным ценностям. Без широкого внедрения в систему среднего образования соответствующих предметов достижение этой цели видится невозможным.
В связи с этим участники конференции дают высокую оценку учебно-методическому комплексу «Нравственные основы семейной жизни» для 10-11 классов, разработанного иереем Дмитрием Моисеевым, кандидатом биологических наук, и монахиней Ниной (Крыгиной), кандидатом психологических наук. Основной миссией этого курса является подготовка молодых людей к созданию крепкой и гармоничной семьи. В рамках осуществления этой миссии решаются задачи предотвращения пробных браков, распада семьи, абортов, отказа родителей от воспитания собственных детей, нарушения иерархии семейных отношений и многие другие.
Заслушав практику формирования мер по сохранению традиционной семьи в среднеазиатском регионе, участники конференции отметили, что семейные ценности в странах Средней Азии лучше сохранены, чем в России, и имеют большую устойчивость к негативным вызовам современности. В связи с этим опыт Узбекистана и других стран Средней Азии по формированию государственной политики поддержки традиционных семейных ценностей, в том числе в информационной сфере, заслуживает самой высокой оценки, внимания и представляет исключительную ценность для выработки мер по сохранению и развитию семейных ценностей в России. Крепкая семья - залог крепкого государства. Поэтому нужно бороться за каждую семью как за достояние Божие и главное достояние государства.
Участниками конференции было отмечено, что настоящая конференция - это тоже заявление о необходимости сохранения традиционных ценностей, заявление о всесторонней поддержке нравственно и духовно здоровых и желательно многодетных семей. Участники конференции считают, что только гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть та среда, где закладывается будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие. Только через созидание новой, обновленной в соответствии с заповедями Христовыми жизни, на основе милосердия, справедливости, уважения и бережного отношения к институту семьи и брака, возможно возрождение России.
Участники конференции выразили желание использовать возможности общества для ограждения семьи от деструктивных влияний современности, разрушающих семейные устои, объединив для этого все заинтересованные стороны.

Участники конференции констатируют:
1. Кризис традиционной семьи проявляется в росте разводов, абортов, одиноких семей, смене половой идентичности, низкой рождаемости, которая не воспроизводит поколения, в разрушении традиционных ценностных систем, основанных на идеалах взаимной ответственности людей, сострадании и милосердии, и заменой их установкой на неограниченное потребительство. Семья не справляется с передачей ценностей новым поколениям, с формированием человека взрослого и ответственного. Она не передает культуру семейного строительства и ответственного родительства.
2. Предпосылки кризиса содержатся в развитии современных технологических производств, в высокой мобильности рабочей силы, высокой занятости населения в массовом общественном производстве, в разрушении традиционных производственных укладов.
3. Однако традиционная семья, основанная на ценностях сотрудничества поколений, способна успешно справляться с этими вызовами при условии общественного признания этих ценностей и целенаправленной государственной политики, направленной на создание разнообразных современных механизмов поддержки семьи. Так показывает опыт динамично развивающихся стран Востока.
4. Причина же кризиса в России носит мировоззренческий характер и коренится в отказе от тысячелетних духовных основ цивилизационного развития, имеющим своим истоком традицию Православия. В обществе принимаются ценности ничем не ограниченного индивидуального потребительства, которые заявляются как общечеловеческие. Трансляторами этих ценностей являются политические субъекты западной цивилизации. К сожалению, агенты трансляции этих ценностей в Россию присутствуют практически во всех важнейших институтах общества – СМИ, образование, здравоохранение….
5. Искажение образа человека, заявление о разрушении семьи как о глобальной тенденции развития человечества, принятие идей произвольной гендерной идентичности, ограничение прав семьи на воспитание детей и определения ценностных основ воспитания… - все эти тенденции участники конференции признали угрозами безопасности стабильности общества и государственности.
6. Участники конференции, тем не менее, констатируют, что облик традиционной семьи, традиционные ценности: верность, взаимопомощь, взаимная ответственность поколений - привлекательны для квалифицированного большинства населения России, которые считают, что семья – основополагающая человеческая общность, основной канал передачи духовных ценностей из поколения в поколение, опора личностного бытия человека от начала и до конца его жизни.
7. Участники конференции констатируют, что истоком традиционной российской семьи является православная духовность, семья рассматривается как Божественное творение. Бог сотворил человека как мужчину и женщину и в таинстве венчания соединил их в одну плоть. Он сделал всех членов семьи соучастниками общего спасения. 
8. В настоящее время Русская Православная Церковь оказывает глубокое положительное влияние на сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, становление мировоззрения соотечественников в России и за рубежом на основе традиционной православной духовности. Деятельности приходов, благочиний, епархий Русской Православной Церкви оказывает серьезную помощь в деле восстановления традиционной семьи через организацию духовного просвещения и деятельности в среде молодежи, детей, социально незащищенных групп, предлагая семейные и молодежные программы.
9. Участники конференции отметили положительный опыт государств Средней Азии, которые осуществляют государственную политику, ограничивающую глобальную информационную агрессию, опираясь на традиционный выбор подавляющего большинства населения.
10. Участники конференции заявили о необходимости целенаправленной государственной политики в России ради поддержки традиционной семьи и семейных ценностей.
11. Участники конференции признали необходимость социальной поддержки традиционной семьи, которая включает три поколения, воспитания уважения к старости, стремления и готовности к поддержке и опеке престарелых родителей, распространение социальных технологий, которые позволят семье взять на себя заботу о старости и справиться с этим. Они призвали общественных субъектов изучать, развивать и распространять опыт динамично развивающихся стран Востока, широко использующих социальные технологии поддержки корпораций и работодателей, которые создают условия для того, чтобы их работники успешно справлялись с задачами семейного строительства и воспитания детей.
12. Участники конференции констатируют, что сегодня сформирован общественный запрос на широкую социальную и образовательную поддержку культуры семейного строительства и ответственного родительства. К сожалению, этот запрос осваивается в большинстве своем в логике коммерческих образовательных услуг, что зачастую приводит к углублению семейного кризиса потому, что те, кто претендует на профессиональное владение теми или иными знаниями в сфере психологии семейных отношений или возрастных проблем, стремятся не к поддержке семьи, а к вторжению в нее, к подмене ее неотъемлемых прав и привилегий на воспитание своими услугами.
14. Участники конференции выразили озабоченность распространением ювенальных технологий, построенных на концептуальных и ценностных основаниях, разрушительных для традиционной семьи.
15. Участники конференции выразили озабоченность,что школа в большинстве делает крен в сторону карьеры и профессиональной успешности. Она не ставит задач введения новых поколений в духовные традиции Отечества, не стремится стать подлинным союзником семьи в воспитании у детей качеств семьянина, поддержки стремления их создать в будущем крепкую семью и продолжить традиции Отечества. Несмотря на то, что такая задача поставлена в ключевых российских документах по образованию (Национальная доктрина, Концепция ДНРВ, ФГОС с новой предметной областью «Основы ДНК народов России), в большинстве субъектов Федерации России не ведется работа по развитию региональных механизмов решения этих задач. До сих пор в состав предметной области ДНК народов России не введено систематически выстроенное содержание, позволяющее школьникам осваивать традиционные семейные ценности и учиться строительству традиционной семьи.
16. Участники конференции выразили тревогу о распространении в СМИ произвола в формировании половой идентичности новых поколений. Отсутствует продуманная политика в образовании, которая направлена на формирование привлекательного облика традиционной половой идентичности. 
17. Участники конференции выразили тревогу в связи с распространением лукавой подмены терминологии, в том числе и в законодательных документах, с возникновением термина «нетрадиционная семья», который позволяет называть семьей произвольные формы совместного проживания людей, что разрушает на уровне языкового восприятия понятие семьи как устойчивого социального института и основополагающей человеческой общности.

Заслушав выступления основных докладчиков и обсудив все замечания, высказанные на заседании, участники конференции приняли следующую резолюцию:
1. Предложить внести изменения в терминологию законодательства Российской Федерации с целью закрепления понятия «семья» только за традиционной семьей. Законодательно определить понятие семьи как союза мужчины и женщины, созданного с целью взаимной поддержки, уважения и любви, рождения и воспитания детей. 
2. Признать необходимость выстраивания отечественного образования на основе антропологических аксиом, определяющих высшей ценностью человеческой жизни личностное бытие, достигаемое через исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему. Антропологический подход в образовании открывает перспективы развития православно-ориентированной педагогики.
Лучшие черты русского народа, образующего державную основу российской истории и государственности, рождены православием, а потому сближение религиозного и светского образования должно стать одной из важных задач отечественной школы.
3. Ввести в школах России в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» базовый курс по семье, построенный на традиционных ценностях. Конференция рекомендует в качестве основы такого курса использовать УМК «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы», разработанный иереем Дмитрием Моисеевым, кандидатом биологических наук, и монахиней Ниной (Крыгиной), кандидатом психологических наук, которые считают, что преподавание курса призвано положить основу для формирования у старшеклассников системы семейных ценностей.
Изучение детьми традиционной семьи и ее ценностей рассматривается всеми участниками конференции в качестве обязательного элемента этнической и культурной самоидентификации россиян, а также мощного средства нравственного развития и формирования личности ребенка.
4. Признать необходимость разработки программ подготовки педагогов на православной духовно-ценностной основе, что предполагает необходимость включения богословского знания (теология по конфессиональному профилю православие) в контекст подготовки педагога как носителя традиционной духовности.
5. Решительно пересмотреть практику организации воспитания в школах, при которой органы управления ориентируют воспитателей на решение задач предупреждения нарушений с использованием методов, которые концентрируют внимание учащихся на конкретных пороках (профилактика наркомании, коррупции, правонарушений и т.д.). Вместо этого, развивать образовательные стратегии воспитания добродетелей, систематическую работу по освоению традиционных ценностей, центральное место среди которых должны занять ценности любви к ближнему как основы семейного строительства и ответственного служения Отечеству.
6. Придать государственной семейной политике статус самостоятельного направления государственной политики.
7. Рассмотреть и утвердить единый федеральный субъект государственного управления, ответственный за реализацию семейной политики.
8. Приоритетно развивать социальные технологии поддержки семейного строительства, семейного воспитания, семейного попечения о старости.
9. Самым решительным образом противостоять тем инициативам в области семейной политики, которые продвигают в России прозападные некоммерческие организации (НКО) и ряд чиновников, способствовавших в последнее десятилетие внедрению в нашей стране так называемой ювенальной юстиции и ювенальных технологий.
Осудить ювенальные технологии, разработанные на концептуальной основе противопоставления прав индивидуума и права семьи, разрушительных для традиционной семьи, и остановить их продвижение.
Приступить к разработке социальных технологий поддержки отцовства, материнства и детства в кризисных ситуациях, основанных на идеях ценности родительства и приоритетных прав традиционной семьи.
10. Широко использовать опыт Узбекистана и других стран Средней Азии по встраиванию традиционных социальных институтов, в т.ч. семьи, в современные форматы государственного управления.
11. Рассматривать Русскую Православную Церковь как приоритетного участника в программах социального сотрудничества различных общественных субъектов при формировании и реализации государственных программ поддержки семьи.
12. Проводить экспертизу мировоззренческих, идеологических, концептуальных оснований социальных и образовательных проектов, программ и технологий, адресованных семье и воспитанию с целью поддержки тех, которые поддерживают семью, и отсечение тех, которые нарушают право семьи.
13. Участники конференции поддерживают все положения резолюции, принятой на Международном форуме «Многодетная семья и будущее человечества» в сентябре 2014 года, посвященном обсуждению семейно-ориентированных инициатив в разных сферах жизни общества, а также осмыслению социальных, экономических, культурных и духовно-нравственных условий существования семьи в современном мире.
Великому святому трагического ХХ века архиепископу Иоанну (Максимовичу) (1896 - 1966) принадлежат замечательные слова о грядущих судьбах России:
«Россия восстанет так же, как она восставала и прежде. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда им снова будет дорога ясна, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33).

Прочитано 5046 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Дополнительная информация